Физики обнаружили в БАК необъяснимое явление

Рекордный большой адронный коллайдер (LHC) вновь удивил учёных: на этот раз в экспериментах на нём выявлен феномен, который учёные с позиции законов физики пока объяснить не в состоянии.
Специалисты Европейского центра ядерных исследований (CERN) впервые заметили его ещё в июле, но статья с описанием вышла только сейчас.

Физиков насторожили протон-протонные столкновения и их "отображение" в детекторе CMS. По мере увеличения потока сталкиваемых протонов и перехода "отметки" в 100 рождённых в таких ударах частиц, начали появляться свидетельства того, что некоторые пары появившихся частиц "коррелируют", ведут себя как связанные.

Физики обнаружили в БАК необъяснимое явление

В верхней части коллажа: Δη – угол между треками в горизонтальной плоскости (слева), Δφ – угол между треками в поперечной плоскости (справа).
Внизу: изменение R ("функции корреляции" частиц) в зависимости от значений Δη и Δφ для средних типичных столкновений (слева), для столкновений, в которых рождено более 110 заряженных частиц (справа) (иллюстрации CERN).

На графиках отчётливо виден странный "гребень" (показан стрелкой). При этом Δη изменяется, а Δφ=0. Это означает, что некоторые пары заряженных частиц при больших Δη, удаляясь друг от друга почти со скоростью света, остаются сориентированными вдоль одного и того же угла φ. То есть эти частицы каким-то образом связываются, рождаясь в точке столкновения.

Нечто подобное учёные уже наблюдали, однако в протон-протонных столкновениях явление было обнаружено впервые. И физики пока не знают, как его интерпретировать. "Мы надеемся получить в ответ на нашу публикацию не просто идеи, а способы протестировать их правоту", — сказал на специальном собрании Гюнтер Роланд (Gunther Roland) из MIT, являющийся одним из авторов публикации.

Категория: Наука и техника | Дата: (24.09.2010)