ЮМ Дэвид (1711-1776) - англ. (шотл.) философ, субъективный идеалист, экономист, историк и публицист, основоположник новоевроп. агностицизма. Сомневаясь в достоверности человеч. знаний о мире, Ю. признавал недоказуемым и существование бога и души как духовных субстанций. В своих трудах Ю. значит, внимание уделял истории религии, ее происхождению. Политеизм он выводил из житейских забот, надежд и страхов людей. Переход к монотеизму связывал с осознанием рационального порядка во Вселенной. Отрицая церк. догмы, критикуя релит, мораль и нетерпимость, Ю. выступал за создание естеств. религии для народных масс. Суеверию „народных религий" он противопоставлял не науч. мировоззрение, а доктрину, близкую к деизму. Осн. работы по проблемам религии: „Диалоги о естественной религии" (1751-1757), „Естественная история религии" (1755-1757). ЮНГ Карл Густав (1875-1961) - швейц. психолог и философ, основатель т. н. „аналитич. психологии". В нач. 20 в. Ю. был активным сторонником и пропагандистом идей 3. Фрейда. Начиная с 1913 создавал свою собственную психо-логич. концепцию. Рационализму и свободомыслию Фрейда Ю. противопоставил учение, в основе к-рого лежат откровенный иррационализм и фидеизм, что ярко проявилось в его концепции „коллективного бессознательного", коренящегося в психике человека. „Коллективное бессознательное" содержит „архетипы" - некие символы, идеи и представления, свойственные якобы всему человеч. роду. Учение об „архетипах", по сути дела, было воскрешением идеалистич. концепции „врожденных идей". „Коллективному бессознательному" Ю. приписывал атрибуты бога. Ю. выступал за сотрудничество психологии и теологии. В противоположность Фрейду он подчеркивал необходимость веры в бога для психич. здоровья человека.