Главная » Статьи » База знаний » Атеистический словарь [ Добавить статью ]

Эринии, Эрот, Эскулап, Эссены, эсхатология...
ЭРА’ЗМ РОТТЕРДА’МСКИЙ, Дезидерий (1469-1536) - гуманист, представитель т. н. северного Воз­рождения. Ставил целью соединить возрожденческую античность и ран­нее христианство. В религ. форме проповедовал светские ценности: свободу личности, веротерпимость, уважение к разуму, знаниям и дос­тоинству человека. Критиковал церковь, монашество и схоласти­ку. Не принял Реформации; лютеровскому учению о предопределе­нии противопоставил идею свобо­ды воли человека. Прокомменти­ровал Новый завет, что способст­вовало развитию науч. критики „св. писания". Наиболее известное произведение - „Похвала Глупо­сти" (1509).

ЭРИ’НИИ - в др.-греч. мифоло­гии - богини мщения, кары и про­клятия,   родившиеся   из   крови Урана: Алекто (неустанная), Тисифона (мстящая за убийство) и Мегера (завистница). С укреп­лением гос-ва и отживанием кров­ной мести Э. превращаются в оли­цетворение мук совести преступ­ника. Покаяние и религ. очище­ние могли освободить преступ­ника от преследований Э. Из богинь мести Э. превращаются в богинь-благодетельниц - Эв­менид.

ЭРИУГЕ’НА, Иоанн Скот Эригена (ок. 810 - ок. 877) - неоплато­ник, сторонник рационализации теологии. Обосновывал необходи­мость разумного истолкования „св. писания", считал, что непости­жимый бог открывается для по­знания в своих творениях. Э. при­знавал свободу человеч. воли; утверждал, что самопознание — гл. путь к „чистейшему созерца­нию первообраза", т. е. бога. Пантеистич. идеи Э. были осужде­ны католич. церковью. Осн. труд -„О разделении природы".

ЭРЛИ’К-ХАН, Эрлэн-хан - персо­наж шаман, мифологии тюрк, и монг. народов Сибири и Центр. Азии: хозяин подземного мира, судья человеч. душ. В мифоло­гии бурят Э.-х. - владыка 99 тем­ниц и 9 присутственных мест, где он держит души умерших. Считается, что души черных ша­манов проходят здесь подготовку к посвящению.

ЭРН Владимир Францевич (1881 — 1917) —рус. религ. философ. Науч. социализму противопоставил христ. социализм, к-рый, с его т. зр., можно построить на основе совершенствования церк.-религ. общины. В этой связи Э. особое внимание уделял разработке сла­вянофильского принципа соборно­сти, экуменич. воззрений В. Со­ловьева, учения о логосе С. Тру­бецкого.

ЭРО’Т (греч. Eros) - в др.-греч. мифологии - бог любви, вначале имевший космогонич. черты, на­ряду с Хаосом, Геей (Землей), Тартаром. В др.-римск. пантеоне Э.   соответствовал   Амур   (лат. amor - любовь), или Купидон (лат. cupido - вожделение).

ЭСКУЛА’П - в рим. мифологии бог врачевания, соответствует др.-греч. Асклепию.

ЭССЕ’НЫ, ессе’и — иуд. секта, све­дения о к-рой сохранились у пи­сателей I в. н. э. Иосифа Флавия, Плиния Старшего, Филона Алек­сандрийского. Э. образовывали общины, в к-рых, как правило, отсутствовала частная собствен­ность, осуждалось рабство, обяза­тельным был физич. труд, в ряде общин запрещалась торговля. Плиний Старший писал, что Э. жили уединенно, среди них не было женщин, они отвергали плотскую любовь, не знали денег („Естеств. история", V, 17, 73). Общины Э. носили замкнутый характер, по­пасть в них было трудно. Э. при­нимали активное участие н анти-римск. восстании в Иудее 6- 73, за что, по свидетельству Иосифа Флавия, римляне подвергали пленных Э. жестоким пыткам („Иуд. война", II, 8, 2-13). Большинство сов. ученых причисляют к Э. чле­нов кумранской общины (кумранитов).

ЭСХАТОЛО’ГИЯ (греч. éschatos - последний, logos - учение) - ре­лиг. учение о конечных судьбах мира и человека. Э. уходит своими корнями в др. представления о возникновении и гибели универ­сума, о скрытой борьбе в природе доброго и злого начал, сил света и тьмы. В развитой форме Э. при­суща иудаизму, христианству, ис­ламу. На христ. Э. оказали влия­ние зороастризм, др.-егип. религия и особенно мессианизм иудаизма. Гл. содержание христ. Э. сводится к представлениям об антихристе, втором пришествии Христа, конце света, страшном суде. Схожие сюжеты получили отражение в Э. ислама. В совр. условиях Э. стала одной из ведущих тем религ. фу­турологии (К. Ранер, Ю. Мольтман, В. Панненберг, Г. Ваганян). Теоло­ги модернизируют религ. учение (концепции „инструментальности", „несамостоятельности" исто­рии, ее „преодоления"), используя идеи бурж. прогностики об огра­ниченности историч. прогресса, „пределах роста" цивилизации, не­избежности грядущих демографич., экологич. катастроф.

Категория: Атеистический словарь | Дата: (08.04.2012)
Просмотров: 688 | Теги: Эскулап, эринии, эссены, Эсхатология, эрот | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Популярные статьи
Мегабит и мегабайт, в чем разница?

Мегаба́йт (МБ, Мбайт) — единица измерения количества информации, равная, в зависимости от контекста, 1 000 000 (106) или 1 048 576 (220) байтам...

...Читать далее>
Компьютерный магазин "Белый ветер" в Караганде или как я купил клавиатуру
В этой статье дорогие друзья, я бы хотел оставить отрицательный отзыв или если хотите жалобу на магазин компьютерной техники в Караганде "Белый ветер"......Читать далее>
Меню категорий
Облако тегов
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рейтинг@Mail.ru
Besucherzahler mail order russian brides
счетчик для сайта