Главная » Статьи » База знаний » Атеистический словарь | [ Добавить статью ] |
Эринии, Эрот, Эскулап, Эссены, эсхатология...
ЭРИ’НИИ - в др.-греч. мифологии - богини мщения, кары и проклятия, родившиеся из крови Урана: Алекто (неустанная), Тисифона (мстящая за убийство) и Мегера (завистница). С укреплением гос-ва и отживанием кровной мести Э. превращаются в олицетворение мук совести преступника. Покаяние и религ. очищение могли освободить преступника от преследований Э. Из богинь мести Э. превращаются в богинь-благодетельниц - Эвменид. ЭРИУГЕ’НА, Иоанн Скот Эригена (ок. 810 - ок. 877) - неоплатоник, сторонник рационализации теологии. Обосновывал необходимость разумного истолкования „св. писания", считал, что непостижимый бог открывается для познания в своих творениях. Э. признавал свободу человеч. воли; утверждал, что самопознание — гл. путь к „чистейшему созерцанию первообраза", т. е. бога. Пантеистич. идеи Э. были осуждены католич. церковью. Осн. труд -„О разделении природы". ЭРЛИ’К-ХАН, Эрлэн-хан - персонаж шаман, мифологии тюрк, и монг. народов Сибири и Центр. Азии: хозяин подземного мира, судья человеч. душ. В мифологии бурят Э.-х. - владыка 99 темниц и 9 присутственных мест, где он держит души умерших. Считается, что души черных шаманов проходят здесь подготовку к посвящению. ЭРН Владимир Францевич (1881 — 1917) —рус. религ. философ. Науч. социализму противопоставил христ. социализм, к-рый, с его т. зр., можно построить на основе совершенствования церк.-религ. общины. В этой связи Э. особое внимание уделял разработке славянофильского принципа соборности, экуменич. воззрений В. Соловьева, учения о логосе С. Трубецкого. ЭРО’Т (греч. Eros) - в др.-греч. мифологии - бог любви, вначале имевший космогонич. черты, наряду с Хаосом, Геей (Землей), Тартаром. В др.-римск. пантеоне Э. соответствовал Амур (лат. amor - любовь), или Купидон (лат. cupido - вожделение). ЭСКУЛА’П - в рим. мифологии бог врачевания, соответствует др.-греч. Асклепию. ЭССЕ’НЫ, ессе’и — иуд. секта, сведения о к-рой сохранились у писателей I в. н. э. Иосифа Флавия, Плиния Старшего, Филона Александрийского. Э. образовывали общины, в к-рых, как правило, отсутствовала частная собственность, осуждалось рабство, обязательным был физич. труд, в ряде общин запрещалась торговля. Плиний Старший писал, что Э. жили уединенно, среди них не было женщин, они отвергали плотскую любовь, не знали денег („Естеств. история", V, 17, 73). Общины Э. носили замкнутый характер, попасть в них было трудно. Э. принимали активное участие н анти-римск. восстании в Иудее 6- 73, за что, по свидетельству Иосифа Флавия, римляне подвергали пленных Э. жестоким пыткам („Иуд. война", II, 8, 2-13). Большинство сов. ученых причисляют к Э. членов кумранской общины (кумранитов). ЭСХАТОЛО’ГИЯ (греч. éschatos - последний, logos - учение) - религ. учение о конечных судьбах мира и человека. Э. уходит своими корнями в др. представления о возникновении и гибели универсума, о скрытой борьбе в природе доброго и злого начал, сил света и тьмы. В развитой форме Э. присуща иудаизму, христианству, исламу. На христ. Э. оказали влияние зороастризм, др.-егип. религия и особенно мессианизм иудаизма. Гл. содержание христ. Э. сводится к представлениям об антихристе, втором пришествии Христа, конце света, страшном суде. Схожие сюжеты получили отражение в Э. ислама. В совр. условиях Э. стала одной из ведущих тем религ. футурологии (К. Ранер, Ю. Мольтман, В. Панненберг, Г. Ваганян). Теологи модернизируют религ. учение (концепции „инструментальности", „несамостоятельности" истории, ее „преодоления"), используя идеи бурж. прогностики об ограниченности историч. прогресса, „пределах роста" цивилизации, неизбежности грядущих демографич., экологич. катастроф. | |
Просмотров: 688 | | |
Всего комментариев: 0 | |