Главная » Статьи » База знаний » Атеистический словарь | [ Добавить статью ] |
Эбониты, Эвгемеризм, Эвдемонизм, Эвмениды, Эдем, Эйнзидель, Эйнштейн...
ЭВГЕМЕРИ’ЗМ, евгемеризм принципы рационалистич. истолкования присхождения богов и героев, содержания мифов, впервые изложенные в кн. „Священная грамота", написанной сицилийским мыслителем Эвгемером (кон. 4 в. - нач. 3 в. до н. э.), жившим при дворе македон. царей. Согласно взглядам Эвгемера, боги и герои - это обожествленные великие люди прошлого, а мифы - фантастич. изложение реальных событий минувших времен. Наивные представления сторонников Э. тем не менее явились попыткой дать естеств. объяснение сверхъестеств. явлениям. ЭВДЕМОНИ’ЗМ (от греч. eudaimonia - блаженство, счастье) — этич. принцип, основанный на представлении, что поведение человека определяется стремлением к счастью как высш. цели жизни. Э. возникает в античном мире, находит отражение в учениях Сократа, Аристотеля. В Новое время идеи Э. получают развитие в этич. концепции Спинозы. Их разделяли франц. материалисты 18 в. Гелъвеций и Дидро. Своеобразную интерпретацию они получают в этич. теории утилитаризма (Бентам, Милль). Будучи в своей основе противоположной христ. этике, для к-рой высш. блаженство достижимо лишь в потустороннем мире, эвдемонист. этика все же страдает односторонностью, ограниченностью, игнорируя клас. характер морали. ЭВМЕНИ’ДЫ (греч. - благосклонные) - добрые богини-благодетельницы в др.-греч. пантеоне. Первоначально считались богинями мщения - Эриниями. Впоследствии, после отмены кровной мести, превратились в добрых Э. ЭДЕ’М, Едем, Эден - по верованиям др. евреев - земной рай, куда бог поселил Адама и Еву и откуда изгнал их. Представлялся как сказочно-прекрасная и изобильная страна, расположенная где-то у истоков Евфрата и Тигра. ЭЙНЗИ’ДЕЛЬ Иоганн Август фон (1754-1837) - нем. философ-материалист, атеист и утопист. Считал религию продуктом невежества, подчеркивал ее реакц. соц. роль, отрицал мифы о творении и бессмертии души, религ. мораль. Развивал идеи естеств. происхождения жизни, человека, критиковал феод, устои, обосновывал уто-пич. идеи о будущем „золотом веке". ЭЙНШТЕ’ЙН Альберт (1879-1955) — физик-теоретик, создатель теории относительности, „великий преобразователь естествознания" (Ленин В. И. ПСС, т. 45, с. 29). Открытия Э. легли в основу новой, квантово-релятивист. картины мира, имеющей огромное материал и стич. мировоззренч. значение. Э., будучи стихийным материалистом, отвергал все религ. догматы, однако в своих произведениях и высказываниях употреблял такие термины, как „космическая религия", под к-рой понимал восхищение стройностью и красотой законов природы, „религиозность", к-рую трактовал как стремление сверхличного характера. Происхождение религии Э. связывал с чувством страха, не видел соц. корней религии в бурж. об-ве. ЭКЗА’РХ (греч. exarchos - глава, начальник, наместник) - 1) в Др. Греции — глава жрецов, состоящих при храме; 2) в Визант. империи - правитель области (диоцеза), отвоеванной у варваров; 3) в Византии (до 7 в.) - епископ, управлявший христ. церковью в диоцезе; 4) в совр. православии — глава экзархата. ЭКЗАРХА’Т (от греч. exarchos - глава, начальник) — ]) в Византии в кон. 6—7 вв. — военно-адм. единица (наместничество). Экзархи (наместники) возглавляли здесь как военные силы, так и гражд. администрацию; 2) в православии - церк. округ, иногда объединяющий несколько епархий, пользующийся определенной самостоятельностью. Э. возглавляется епископом — патриаршим экзархом, подчиненным патриарху. Рус. правосл. церковь имеет Э. в Зап. и Ср. Европе, Центр, и Юж. Америке, на Украине. ЭКЗЕГЕ’ТИКА (от греч. exegeomai - истолковываю) — раздел богословия, занимающийся трактовкой и толкованием смысла и содержания Библии. Одной из гл. задач Э. является подбор доказательств, подтверждающих бого-духновенность „св. книг" и их непреходящее значение для воспитания религ. веры и нравственности. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИ’ЗМ (от позднелат. - existentia - существование) - субъективно-идеалистич. филос. направление, получившее распространение после первой мир. войны в Германии, в период второй мир. войны - во Франции. Центр, проблемой философии считает поиск смысла жизни, существования человека, к-рый раскрывается через столкновение со смертью в пограничных ситуациях (борьба, страдание, угроза смерти). Постигая смысл экзистенции, человек обретает свободу, к-рая накладывает на него ответственность за все происходящее в мире. Внутри Э. различают 2 течения: атеистическое (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю) и религиозное (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер). Критика религии не носит воинств, характера: религия так же абсурдна, как и бытие. Большая часть представителей Э. принадлежит к религ. течению. Так, философия К. Ясперса отличается открыто выраженной религ. направленностью; Г. Марсель с помощью осн. принципов Э. обосновывает вероучение католицизма; М. Бубер ищет точки соприкосновения Э. и иудаизма в хасидистском варианте. Интуитивизм и иррационализм Э. берутся на вооружение школой протест, неортодоксии (К. Барт, Р. Нибур, Э. Бруннер) и диалектич. теологии (Р. Бультман). Для Э. характерны пессимизм, субъективист, истолкование свободы, отрицание рационального познания и предпочтение в пользу интуитив. (непосредственного) понимания действительности. Э’ККАРТ Иоганн, мейстер Эккарт (1260-1327) - монах-доминиканец, представитель ср.-век. мистики. Был связан с революц.-плебей-скими сектами беггардов и „братьев свободного духа". Обвинен в ереси. В учении Э. проявляются элементы неоплатонизма; пантеистич. тенденции приводят к выводу, что душа есть „одно" с богом и человек познает его через „внутр. озарение", обретая „спасение" и „блаженство" помимо „внешних дел". ЭККЛЕЗИОЛО’ГИЯ (греч. ekklesia - церковь и logos - учение) - в католицизме и православии -теологич. учение о церкви как божеств, установлении, о ее роли, функциях и прерогативах. Наиболее детально разработано в католицизме. ЭКОЛО’ГИЯ И РЕЛИ’ГИЯ. Для религ. истолкования вопросов взаимодействия об-ва и природы (экологич. вопросов) характерна мистификация этих отношений, подмена соц.-клас. причин типичного для капиталистич. хозяйствования хищнического обращения с окружающей средой религ.-нравственными. Сущность совр. экологич. неблагополучия в мире религ. идеологи усматривают в утере „богоданных" нравств. основ господства над природой, в растущих проявлениях эгоизма и жадности, в греховном стремлении к „самообожению", основанному на переоценке людьми мощи науч.-технич. прогресса. За отчуждение от бога человек поплатился отчуждением от себя природы. Теологи перекладывают вину за экологич. кризис на абстракт, че-ловеч. натуру, что помогает скрыть истинных виновников разрушения природной среды. Спасение от экологич. катастрофы рассматривается через эсхатологич. перспективу „примирения" человека с богом. Выход видится в воспитании нового экологич. сознания, построенного на „правильно понятых" божеств, заповедях, способных, по мнению религ. идеологов, обеспечить „попечительство" человека над природой. Для этого необходимо обуздать греховные наклонности человека, пересмотреть структуру его материальных потребностей, утвердить духовные, прежде всего религ., ценности и реализовать принципы „хозяйств, аскетизма” в обществ, и личной жизни. В осуществлении этих задач особая роль отводится церкви. Марксист, атеизм решительно отвергает антинауч. спекуляции на экологич. проблемах. Вместе с тем марксисты призывают всех людей доброй воли — верующих и неверующих — объединиться в борьбе за сохранение окружающей природной среды. ЭКСТА’З (греч. ekstasis - исступление, восхищение) - состояние аффекта, проявляющееся в сильном нервном возбуждении, утрате контроля над своими действиями, стирании грани между вымышленным и реальным. Э. часто является элементом религ. культа. В арсенал религ. средств, вызывающих Э., входят изнурит, посты, неистовые пляски, самобичевание, ночные бдения, длит, молитвы, сосредоточение внимания на к.-л. объектах. В истории религии разных народов известны наркотич. способы искусств, вызывания Э. Для погрузившихся в Э. характерны нарушения чувства времени и пространства, зрит, и слух, галлюцинации, потеря болевой чувствительности и т. д. Наиболее типичные случаи проявления Э. в религии - шаманские камлания, хлыстовские радения и глоссолалии пятидесятников в христианстве, процессии ишхеей-вахсей в исламе. ЭКСТРЕМИ’ЗМ РЕЛИГИО’ЗНЫЙ - идеология и деятельность крайне фанатич. элементов в религ. орг-циях. В сфере обществ.-политич. жизни совр. бурж. об-ва Э. р. носит внутриконфес. характер, проявляет себя, напр., в действиях протест, „ультра" в Ольстере или „братьев-мусульман" в странах Ближн. и Ср. Востока. В условиях сов. об-ва понятие Э. р. применяется прежде всего к идео логии и действиям тех фанатич. элементов в религ. орг-циях, к-рые вступили на путь антиобществ., противозаконной деятельности, идущей вразрез с законодательством сов. о религ. культах. Э. р. в СССР чаще всего проявляется в таких религ. течениях, как еванг. христиане-баптисты (деятельность „инициативников", или сторонников т. н. Совета церквей ЕХБ); адвентисты (адвентисты-реформисты, или „шелковцы"), крайние пятидесятники, свидетели Иеговы и др. Сторонники Э. р. представляют собой ничтожное меньшинство из общего числа верующих. Они пытаются обойти закон, возбудить недовольство политикой Сов. гос-ва и Комму-нистич. партии в отношении религии и церкви. По своей соц. и идеологич. сущности Э. р. — это реакция фанатич. кругов в религ. орг-циях на кризис религии, попытка преодолеть его на нерелиг. путях, поддерживаемая органами бурж.-клерик. пропаганды и импе-риалистич. спецслужбами. Благодаря большой идеологич. и вос-питат. работе по разоблачению Э. р., пресечению и профилактике противозаконных действий, формированию отрицательного обществ, мнения вокруг активных деятелей Э. р., количество сторонников Э. р. незначительно. ЭКУМЕНИ’ЧЕСКОЕ ДВИЖЕ’НИЕ (от греч. oikuménē - вселенная, обитаемый мир) - движение за объединение христ. конфессий. Э. д. является отражением кризиса отд. христ. объединений и направлений, а также кризиса религ. идеологии вообще, следствием процесса секуляризации обществ, жизни. Мероприятия, проводимые руководящими органами Э. д., представляют собой одну из попыток преодолеть кризис религии. Э. д. проявляется на нескольких уровнях. Прежде всего это движение за объединение христ. церквей, к-рос координирует Всемирн. совет церквей (ВСЦ). Это движение поддерживается большинством протест, и правосл. конфессий, ар-мяно-григориан. и др. церквами. 2-й уровень - деятельность международ, протест, орг-ций, таких, как Лютеран, всемирн. федерация, Методист, всемирн. совет, Баптист: всемирн. альянс и др. 3-й уровень -деятельность религ. объединений в масштабах одной страны - типа „нац. советов церквей". Среди них особенно известны Нац. совет церквей Христа в США, Брит, совет церквей. 4-й уровень - деятельность религ. объединений в масштабах региона, целого ряда стран (напр., Всеафр. конференция церквей). Существуют и „отраслевые" международ, религ. объединения (Всемирн. студенч. христ. федерация и др.). ВСЦ поддерживает отношения и сотрудничает с этими международ, орг-циями. В экуменич. деятельность активно включился и Ватикан. II Ватикан, собором (1962-1965) был принят „Декрет об экуменизме". Христ. экуменизм испытывает также воздействие процессов интеграции и дифференциации, происходящих в нехрист. конфессиях (деятельность Всемирн. братства буддистов, Всемирн. ислам, конгресса и др.). Идеология экуменизма носит противореч. и непоследоват. характер. Она опирается на различные концепции бурж. идеологии, теологии и религ. социологии. Наряду с этим в орбиту экуменизма попадают концепции, отмеченные настроениями соц.-политич. протеста в капиталистич. и развивающихся гос-вах (идеи „теологии революции", „теологии освобождения" и др.), а также идеи, отражающие позицию церквей в социалистич. странах. Деятельность мн. экуменич. органов в определенной мере способствует разрядке международ, напряженности, борьбе за мир и безопасность народов. ЭЛ - первоначально - имя одного из гл. божеств, др. зап.-семитич. народностей (финикиян, евреев и др.); со временем стало употребляться как имя нарицательное для обозначения бога вообще. ЭЛЕМЕ’НТЫ РЕЛИ’ГИИ - сост. части религии. В развитых религиях можно выделить следующие элементы: 1) религ. сознание, 2) религ. деятельность, 3) религ. отношения, 4) религ. институты и орг-ции. В ранних формах религии они еще не развиты. В совр. развитых религиях религ. сознание существует на 2 уровнях -идеологии и обществ, психологии. Религ. деятельность выступает в виде внекультовой и культовой. Соответственно складываются культовые и внекультовые религ. отношения. Религ. орг-ция включает первичные ячейки — общины, территор. и нац. звенья управления, центр объединения и пр. ЭЛИЗИ’УМ, Елисейские поля (лат. Elysium, от греч. Elysion pediu -поле прибытия) - в др.-греч. мифологии - загробный мир, прекрасное поле на зап. конце земли, где живут в блаженстве бессмертные герои и праведники. Христианство свои представления о рае во многом заимствовало из мифа об Э. ЭЛИ’ША БЕН АБУ’Я - евр. вольнодумец 2 в., опровергал Ветхий завет и Мишну. разделял мировоззрение др.-греч. философов-материалистов. Э. выступал против проповедуемых иудаизмом покорности и смирения, небесного промысла и посмертного воздаяния, отрицал концепцию „божеств." справедливости. Учеников религ. школ Э. призывал изучать светские науки и овладевать полезными профессиями. ЭЛЛА’ДСКАЯ (ГРЕ’ЧЕСКАЯ) ЦЕ’РКОВЬ - автокеф. правосл. церковь получила автокефалию от констактиноп. патриарха в 1830. Глава Э. ц. - архиепископ Афинский и всей Эллады. Э. ц. объединяет 77 метрополий, 8 епархий на о. Крит и 4 епархии на Додеканезских о-вах (Афон и о, Патмос находятся в ведении константиноп. патриарха). Э. ц. готовит кадры священнослужителей на богосл. ф-тах ун-тов в Афинах, Салониках, Фесалониках, в духовных семинариях и училищах. Э. ц- издает журн. „Экклисия", богосл. ежегодник „Теология" и др. Она выступает за укрепление межправосл. связей, является членом Всемирн. совета церквей. ЭЛО’ХИМ - одно из наименований Яхве в Ветхом завете. Происходит от общесемитич. корня „эл" -дух, бог. ЭЛОХИ’СТ (от элохим) - употребляемое в религиоведении условное название одного из предполагаемых источников Пятикнижия. Э’ЛЬФЫ (др.-исл. - alfar) –в герм.-сканд. мифологии - духи природы. Э. делятся на светлых (добрых к людям воздушных существ) и темных (безобразных обликом, живущих под землей). Э. отождествляются с гномами, карлами, феями, сильфами. ЭМАНА’ЦИЯ (лат. - истечение) - осн. понятие неоплатонизма, означающее „путь вниз", „развитие вспять" от высшего, более общего, к низшему, менее общему. В противоположность христ. идее творения учение об Э. утверждало, что Единое не творит, а излучает из себя все прочее бытие с естеств. необходимостью. Тем не менее идея Э. была воспринята христ. теологией, оказала влияние на нем. мистицизм (Эккарт) и пантеистич. концепции Эриугены и др. ЭМПЕДО’КЛ (ок. 490-430 до н. э.) - др.-греч. философ, врач и политич. деятель. Считал началами вещей „корни" (элементы): землю, воду, воздух и огонь, к-рые под воздействием сил „любви" и „вражды" претерпевают цикл изменений, от полного единства до бессвязного множества. Многообразие вещей объяснял пропорциями, в каких смешаны элементы. Э. высказал ряд естеств .-науч. догадок, в т. ч. о причинах солнечных затмений, о выживании жизнеспособных организмов, возникших естеств. путем, и т. д. Следуя мифологич. традиции, именовал „корни" богами. В религ. поэме „Очищения" развивал орфико-пифагорейское учение о переселении душ и неантропоморфич. представление о божестве, направл. против традиц. мифологии. | |
Просмотров: 679 | | |
Всего комментариев: 0 | |