Главная » Статьи » База знаний » Атеистический словарь [ Добавить статью ]

Эбониты, Эвгемеризм, Эвдемонизм, Эвмениды, Эдем, Эйнзидель, Эйнштейн...
ЭБИОНИ’ТЫ - одна из самых ранних христ. групп; название происходит от евр. „эвионим" — нищие. Э. жили в Палестине. Во время иуд. войны (66—73), со­гласно преданию, переселились за Иордан. Э. соблюдали иуд. обря­ды, считали Иисуса сыном Иосифа и Марии, на к-рого сошел св. дух. Э. учили, что в мире происходит борьба добрых и злых сил, к-рая кончится установлением „царства добра". На Ближн. Востоке отд. группы Э. существовали еще в средние века.

ЭВГЕМЕРИ’ЗМ,  евгемеризм принципы рационалистич. истолко­вания присхождения богов и геро­ев, содержания мифов, впервые изложенные в кн. „Священная грамота", написанной сицилий­ским мыслителем Эвгемером (кон. 4 в. - нач. 3 в. до н. э.), жившим при дворе македон. ца­рей. Согласно взглядам Эвгемера, боги и герои - это обожествлен­ные великие люди прошлого, а ми­фы - фантастич. изложение реаль­ных событий минувших времен. Наивные представления сторонни­ков Э. тем не менее явились по­пыткой дать естеств. объяснение сверхъестеств. явлениям.

ЭВДЕМОНИ’ЗМ (от греч. eudaimonia - блаженство, счастье) — этич. принцип, основанный на представ­лении, что поведение челове­ка определяется стремлением к счастью как высш. цели жизни. Э. возникает в античном мире, находит отражение в учениях Сок­рата, Аристотеля. В Новое время идеи Э. получают развитие в этич. концепции Спинозы. Их разделяли франц. материалисты 18 в. Гелъвеций и Дидро. Своеобразную интер­претацию они получают в этич. теории утилитаризма (Бентам, Милль). Будучи в своей основе противоположной   христ.  этике, для к-рой высш. блаженство до­стижимо лишь в потустороннем мире, эвдемонист. этика все же страдает односторонностью, огра­ниченностью, игнорируя клас. характер морали.

ЭВМЕНИ’ДЫ (греч. - благосклон­ные) - добрые богини-благоде­тельницы в др.-греч. пантеоне. Первоначально считались богиня­ми мщения - Эриниями. Впослед­ствии, после отмены кровной мес­ти,  превратились в добрых  Э.

ЭДЕ’М, Едем, Эден - по веровани­ям др. евреев - земной рай, куда бог поселил Адама и Еву и откуда изгнал их. Представлялся как сказочно-прекрасная и изобильная страна, расположенная где-то у ис­токов Евфрата и Тигра.

ЭЙНЗИ’ДЕЛЬ
Иоганн Август фон (1754-1837) - нем. философ-ма­териалист, атеист и утопист. Счи­тал религию продуктом невежест­ва, подчеркивал ее реакц. соц. роль, отрицал мифы о творении и бессмертии души, религ. мораль. Развивал идеи естеств. происхож­дения жизни, человека, критико­вал феод, устои, обосновывал уто-пич. идеи о будущем „золотом веке".

ЭЙНШТЕ’ЙН Альберт (1879-1955) — физик-теоретик, созда­тель теории относительности, „ве­ликий преобразователь естество­знания" (Ленин В. И. ПСС, т. 45, с. 29). Открытия Э. легли в осно­ву новой, квантово-релятивист. картины мира, имеющей огромное материал и стич. мировоззренч. зна­чение. Э., будучи стихийным мате­риалистом, отвергал все религ. догматы, однако в своих произве­дениях и высказываниях употреб­лял такие термины, как „косми­ческая религия", под к-рой пони­мал восхищение стройностью и красотой законов природы, „рели­гиозность", к-рую трактовал как стремление сверхличного характе­ра. Происхождение религии Э. свя­зывал с чувством страха, не видел соц. корней религии в бурж. об-ве.

ЭКЗА’РХ (греч. exarchos - глава, начальник, наместник) - 1) в Др. Греции — глава жрецов, состоя­щих при храме; 2) в Визант. импе­рии - правитель области (диоце­за), отвоеванной у варваров; 3) в Византии (до 7 в.) - епископ, управлявший христ. церковью в диоцезе; 4) в совр. православии — глава экзархата.

ЭКЗАРХА’Т (от греч. exarchos - глава, начальник) — ]) в Визан­тии в кон. 6—7 вв. — военно-адм. единица (наместничество). Экзар­хи (наместники) возглавляли здесь как военные силы, так и гражд. администрацию; 2) в правосла­вии - церк. округ, иногда объеди­няющий несколько епархий, поль­зующийся определенной самостоя­тельностью. Э. возглавляется епископом — патриаршим экзар­хом, подчиненным патриарху. Рус. правосл. церковь имеет Э. в Зап. и Ср. Европе, Центр, и Юж. Амери­ке, на Украине.

ЭКЗЕГЕ’ТИКА (от греч. exegeomai - истолковываю) — раздел богословия, занимающийся трак­товкой и толкованием смысла и содержания Библии. Одной из гл. задач Э. является подбор доказа­тельств, подтверждающих бого-духновенность „св. книг" и их непреходящее значение для воспи­тания религ. веры и нравствен­ности.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИ’ЗМ
(от позднелат. - existentia - существова­ние) - субъективно-идеалистич. филос. направление, получившее распространение после первой мир. войны в Германии, в период второй мир. войны - во Франции. Центр, проблемой философии счи­тает поиск смысла жизни, сущест­вования человека, к-рый раскры­вается через столкновение со смертью в пограничных ситуациях (борьба, страдание, угроза смер­ти). Постигая смысл экзистенции, человек обретает свободу, к-рая накладывает на него ответствен­ность за все происходящее в мире. Внутри Э. различают 2 течения: атеистическое (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю) и религиозное (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер). Критика религии не носит воинств, характера: религия так же абсурд­на, как и бытие. Большая часть представителей Э. принадлежит к религ. течению. Так, философия К. Ясперса отличается открыто выраженной религ. направленно­стью; Г. Марсель с помощью осн. принципов Э. обосновывает веро­учение католицизма; М. Бубер ищет точки соприкосновения Э. и иудаизма в хасидистском вариан­те. Интуитивизм и иррационализм Э. берутся на вооружение школой протест, неортодоксии (К. Барт, Р. Нибур, Э. Бруннер) и диалектич. теологии (Р. Бультман). Для Э. характерны пессимизм, субъек­тивист, истолкование свободы, от­рицание рационального познания и предпочтение в пользу интуитив. (непосредственного) понимания действительности.

Э’ККАРТ
Иоганн, мейстер Эккарт (1260-1327) - монах-доминика­нец, представитель ср.-век. мисти­ки. Был связан с революц.-плебей-скими сектами беггардов и „брать­ев свободного духа". Обвинен в ереси. В учении Э. проявляются элементы неоплатонизма; пантеистич. тенденции приводят к выво­ду, что душа есть „одно" с богом и человек познает его через „внутр. озарение", обретая „спасение" и „блаженство" помимо „внешних дел".

ЭККЛЕЗИОЛО’ГИЯ (греч. ekklesia - церковь и logos - учение) - в католицизме и православии -теологич. учение о церкви как бо­жеств, установлении, о ее роли, функциях и прерогативах. Наибо­лее детально разработано в като­лицизме.

ЭКОЛО’ГИЯ   И  РЕЛИ’ГИЯ.  Для религ. истолкования вопросов вза­имодействия об-ва и природы (экологич. вопросов) характерна мистификация   этих   отношений, подмена соц.-клас. причин типич­ного для капиталистич. хозяйство­вания хищнического обращения с окружающей средой религ.-нравственными. Сущность совр. эко­логич. неблагополучия в мире религ. идеологи усматривают в утере „богоданных" нравств. основ господства над природой, в растущих проявлениях эгоизма и жадности, в греховном стремле­нии к „самообожению", основан­ному на переоценке людьми мощи науч.-технич. прогресса. За отчуж­дение от бога человек поплатился отчуждением от себя природы. Теологи перекладывают вину за экологич. кризис на абстракт, че-ловеч. натуру, что помогает скрыть истинных виновников раз­рушения природной среды. Спасе­ние от экологич. катастрофы рас­сматривается через эсхатологич. перспективу „примирения" чело­века с богом. Выход видится в воспитании нового экологич. сознания, построенного на „пра­вильно понятых" божеств, запове­дях, способных, по мнению религ. идеологов, обеспечить „попечи­тельство" человека над природой. Для этого необходимо обуздать греховные наклонности человека, пересмотреть структуру его ма­териальных потребностей, утвер­дить духовные, прежде всего ре­лиг., ценности и реализовать прин­ципы „хозяйств, аскетизма” в обществ, и личной жизни. В осуще­ствлении этих задач особая роль отводится церкви. Марксист, ате­изм решительно отвергает антинауч. спекуляции на экологич. проблемах. Вместе с тем марк­систы призывают всех людей доб­рой воли — верующих и неверую­щих — объединиться в борьбе за сохранение окружающей при­родной среды.

ЭКСТА’З
(греч. ekstasis - исступ­ление, восхищение) - состояние аффекта, проявляющееся в силь­ном нервном возбуждении, утрате контроля над своими действиями, стирании грани между вымышлен­ным и реальным. Э. часто является элементом религ. культа. В арсе­нал религ. средств, вызывающих Э., входят изнурит, посты, неистовые пляски, самобичевание, ноч­ные бдения, длит, молитвы, сосре­доточение внимания на к.-л. объ­ектах. В истории религии разных народов известны наркотич. спосо­бы искусств, вызывания Э. Для погрузившихся в Э. характерны нарушения чувства времени и пространства, зрит, и слух, галлю­цинации, потеря болевой чувстви­тельности и т. д. Наиболее типич­ные случаи проявления Э. в рели­гии - шаманские камлания, хлыс­товские радения и глоссолалии пятидесятников в христианстве, процессии ишхеей-вахсей в исламе.

ЭКСТРЕМИ’ЗМ РЕЛИГИО’ЗНЫЙ - идеология и деятельность крайне фанатич. элементов в религ. орг-циях. В сфере обществ.-политич. жизни совр. бурж. об-ва Э. р. носит внутриконфес. характер, проявляет себя, напр., в действи­ях протест, „ультра" в Ольстере или „братьев-мусульман" в стра­нах Ближн. и Ср. Востока. В ус­ловиях сов. об-ва понятие Э. р. применяется прежде всего к идео логии и действиям тех фанатич. элементов в религ. орг-циях, к-рые вступили на путь антиоб­ществ., противозаконной деятель­ности, идущей вразрез с законо­дательством сов. о религ. культах. Э. р. в СССР чаще всего проявля­ется в таких религ. течениях, как еванг. христиане-баптисты (дея­тельность „инициативников", или сторонников т. н. Совета церквей ЕХБ); адвентисты (адвентисты-реформисты, или „шелковцы"), крайние пятидесятники, свидетели Иеговы и др. Сторонники Э. р. представляют собой ничтожное меньшинство из общего числа верующих. Они пытаются обойти закон, возбудить недовольство политикой Сов. гос-ва и Комму-нистич. партии в отношении рели­гии и церкви. По своей соц. и идеологич. сущности Э. р. — это реакция фанатич. кругов в религ. орг-циях на кризис религии, по­пытка преодолеть его на нерелиг. путях, поддерживаемая органами бурж.-клерик. пропаганды и импе-риалистич. спецслужбами. Благо­даря большой идеологич. и вос-питат. работе по разоблачению Э. р., пресечению и профилактике противозаконных действий, фор­мированию отрицательного об­ществ, мнения вокруг активных деятелей Э. р., количество сторон­ников Э. р. незначительно.

ЭКУМЕНИ’ЧЕСКОЕ    ДВИЖЕ’НИЕ
(от греч. oikuménē - вселенная, обитаемый мир) - движение за объединение христ. конфессий. Э. д. является отражением кризи­са отд. христ. объединений и нап­равлений, а также кризиса религ. идеологии вообще, следствием процесса секуляризации обществ, жизни. Мероприятия, проводимые руководящими органами Э. д., представляют собой одну из по­пыток преодолеть кризис религии. Э. д. проявляется на нескольких уровнях. Прежде всего это движе­ние за объединение христ. церквей, к-рос координирует Всемирн. со­вет церквей (ВСЦ). Это движение поддерживается большинством протест, и правосл. конфессий, ар-мяно-григориан. и др. церквами. 2-й уровень - деятельность между­народ, протест, орг-ций, таких, как Лютеран, всемирн. федерация, Методист, всемирн. совет, Баптист: всемирн. альянс и др. 3-й уровень -деятельность религ. объединений в масштабах одной страны - типа „нац. советов церквей". Сре­ди них особенно известны Нац. совет церквей Христа в США, Брит, совет церквей. 4-й уро­вень - деятельность религ. объеди­нений в масштабах региона, цело­го ряда стран (напр., Всеафр. кон­ференция церквей). Существуют и „отраслевые" международ, религ. объединения (Всемирн. студенч. христ. федерация и др.). ВСЦ поддерживает отношения и со­трудничает с этими международ, орг-циями. В экуменич. деятель­ность активно включился и Вати­кан. II Ватикан, собором (1962-1965) был принят „Декрет об экуменизме". Христ. экуменизм испытывает также воздействие процессов интеграции и дифферен­циации, происходящих в нехрист. конфессиях (деятельность Все­мирн. братства буддистов, Все­мирн. ислам, конгресса и др.). Идеология экуменизма носит противореч. и непоследоват. харак­тер. Она опирается на различные концепции бурж. идеологии, тео­логии и религ. социологии. Наряду с этим в орбиту экуменизма по­падают концепции, отмеченные настроениями соц.-политич. про­теста в капиталистич. и развиваю­щихся гос-вах (идеи „теологии ре­волюции", „теологии освобожде­ния" и др.), а также идеи, отра­жающие позицию церквей в социалистич. странах. Деятельность мн. экуменич. органов в определенной мере способствует разрядке меж­дународ, напряженности, борьбе за мир и безопасность народов.

ЭЛ - первоначально - имя одного из гл. божеств, др. зап.-семитич. народностей (финикиян, евреев и др.); со временем стало употреб­ляться как имя нарицательное для обозначения бога вообще.

ЭЛЕМЕ’НТЫ РЕЛИ’ГИИ - сост. части религии. В развитых религи­ях можно выделить следующие элементы: 1) религ. сознание, 2) религ. деятельность, 3) религ. отношения, 4) религ. институты и орг-ции. В ранних формах рели­гии они еще не развиты. В совр. развитых религиях религ. созна­ние существует на 2 уровнях -идеологии и обществ, психологии. Религ. деятельность выступает в виде внекультовой и культовой. Соответственно складываются культовые и внекультовые религ. отношения. Религ. орг-ция включа­ет первичные ячейки — общины, территор. и нац. звенья управле­ния, центр объединения и пр.

ЭЛИЗИ’УМ, Елисейские поля (лат. Elysium, от греч. Elysion pediu -поле прибытия) - в др.-греч. ми­фологии - загробный мир, пре­красное поле на зап. конце земли, где живут в блаженстве бессмерт­ные герои и праведники. Христи­анство свои представления о рае во многом заимствовало из мифа об Э.

ЭЛИ’ША БЕН АБУ’Я - евр. вольно­думец 2 в., опровергал Ветхий за­вет и Мишну. разделял мировоз­зрение др.-греч. философов-материалистов. Э. выступал против про­поведуемых иудаизмом покорно­сти и смирения, небесного про­мысла и посмертного воздаяния, отрицал концепцию „божеств." справедливости. Учеников религ. школ Э. призывал изучать светс­кие науки и овладевать полезны­ми профессиями.

ЭЛЛА’ДСКАЯ (ГРЕ’ЧЕСКАЯ) ЦЕ’Р­КОВЬ - автокеф. правосл. цер­ковь получила автокефалию от констактиноп. патриарха в 1830. Глава Э. ц. - архиепископ Афин­ский и всей Эллады. Э. ц. объеди­няет 77 метрополий, 8 епархий на о. Крит и 4 епархии на Додеканезских о-вах (Афон и о, Патмос находятся в ведении константиноп. патриарха). Э. ц. готовит кадры священнослужителей на богосл. ф-тах ун-тов в Афинах, Салониках, Фесалониках, в духовных семина­риях и училищах. Э. ц- издает журн. „Экклисия", богосл. еже­годник „Теология" и др. Она вы­ступает за укрепление межправосл. связей, является членом Всемирн. совета церквей.

ЭЛО’ХИМ - одно из наименований Яхве в Ветхом завете. Происходит от общесемитич. корня „эл" -дух, бог.

ЭЛОХИ’СТ (от элохим) - употреб­ляемое в религиоведении услов­ное название одного из предпола­гаемых источников Пятикнижия.

Э’ЛЬФЫ (др.-исл. - alfar) –в герм.-сканд. мифологии - духи приро­ды. Э. делятся на светлых (доб­рых к людям воздушных существ) и темных (безобразных обликом, живущих под землей). Э. отож­дествляются с гномами, карлами, феями, сильфами.

ЭМАНА’ЦИЯ (лат. - истечение) - осн. понятие неоплатонизма, озна­чающее „путь вниз", „развитие вспять" от высшего, более обще­го, к низшему, менее общему. В противоположность христ. идее творения учение об Э. утверждало, что Единое не творит, а излучает из себя все прочее бытие с естеств. необходимостью. Тем не менее идея Э. была воспринята христ. теологией, оказала влияние на нем. мистицизм (Эккарт) и пантеистич. концепции Эриугены и др.

ЭМПЕДО’КЛ (ок. 490-430 до н. э.) - др.-греч. философ, врач и политич. деятель. Считал началами вещей „корни" (элементы): зем­лю, воду, воздух и огонь, к-рые под воздействием сил „любви" и „вражды" претерпевают цикл из­менений, от полного единства до бессвязного множества. Многооб­разие вещей объяснял пропорция­ми, в каких смешаны элементы. Э. высказал ряд естеств .-науч. догадок, в т. ч. о причинах солнеч­ных затмений, о выживании жиз­неспособных организмов, возник­ших естеств. путем, и т. д. Следуя мифологич. традиции, именовал „корни" богами. В религ. поэме „Очищения" развивал орфико-пифагорейское учение о переселении душ и неантропоморфич. представ­ление о божестве, направл. против традиц. мифологии.



Категория: Атеистический словарь | Дата: (21.08.2012)
Просмотров: 679 | Теги: экзарх, Эдем, Эвгемеризм, эгзегетика, Эбониты, Эвмениды, Эйнштейн, экзархат, Эйнзидель, Эвдемонизм | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Популярные статьи
Мегабит и мегабайт, в чем разница?

Мегаба́йт (МБ, Мбайт) — единица измерения количества информации, равная, в зависимости от контекста, 1 000 000 (106) или 1 048 576 (220) байтам...

...Читать далее>
Компьютерный магазин "Белый ветер" в Караганде или как я купил клавиатуру
В этой статье дорогие друзья, я бы хотел оставить отрицательный отзыв или если хотите жалобу на магазин компьютерной техники в Караганде "Белый ветер"......Читать далее>
Меню категорий
Облако тегов
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рейтинг@Mail.ru
Besucherzahler mail order russian brides
счетчик для сайта