Главная » Статьи » База знаний » Атеистический словарь [ Добавить статью ]

Этика Христианская...
Э’ТИКА ХРИСТИА’НСКАЯ - уче­ние о морали, к-рое основывается на нравств. идеалах Библии, гл. обр. Нового завета. Осн. направле­ния христианства сходятся на при­знании Нагорной проповеди, 3 „св." добродетелей - веры, на­дежды, любви, отречения от мира, идей греха и искупления, в приня­тии страдания как средства очище­ния, возвышения духа над плотью, в проповеди смирения, непротив­ления злу, всепрощения и т. д. Гл. этич. заповедь - христ. любовь, из к-рой выводятся все другие. Тео­логи пытаются возвысить Э. х. как совершенное учение, противостоя­щее всем предшествующим уче­ниям. Осн. идеи Э. х. можно, од­нако, найти в религиях и филос. учениях др. мира (напр., у Плато­на — отношение к миру как к не­истинному, первенство духовного перед материальным, бессмертие души, идеал аскетизма, у стои­ков - отношение к страданиям, покорность судьбе, следование долгу, подавление страстей и мн. другое). Однако Э. х. нельзя счи­тать прямым заимствованием. Моральные оценки, близкие к христианским, стихийно рожда­лись в среде низов Римск. импе­рии еще до возникновения хрис­тианства. Из этого источника воз­ник образ Христа - учителя, страдальца, утешителя, а также и сама Э. х. Она появилась как спо­соб морально-психологич. защиты угнетенных; она рождена их сла­бостью и бессилием. За мн. века господства Э. х. наложила замет­ный отпечаток на быт, культуру, нравы т. н. христ. народов, но не смогла осуществить ни одной из поставленных целей и в наст. вр. переживает острый кризис. По­пытки оживить ее путем восста­новления первонач. революц.-демократич. духа христианства {.„теология революции" и т. п.), сближения с идеалами комму­низма и даже отказа от идеи сверхъестеств. мира и божества („безрелиг. христианство", „тео­логия мертвого бога") безуспеш­ны в силу ее внутр. несостоятель­ности перед сложными проблема­ми совр. мира.
Э’ТНОКОНФЕССИОНА’ЛЬНЫЕ ГРУ’ППЫ. В наст. вр. большинство этносов не обнаруживает тесной связи с к.-л. конкр. религией. Вместе с тем иногда какая-то часть народа бывает сопряжена с определенной конфессией. В др. случаях с какой-нибудь конфес­сией тесно сопряжена компактная группа этносов. Общности, обра­зуемые в результате таких сопря­жений, обычно именуют Э. г. Наиболее распространен 1-й тип сопряжения (конфессия - часть народа). К этой разновидности Э. г. (можно их назвать субэтно-конфессиональными), впрочем, могут быть причислены далеко не все конфес. группы внутри этно­сов. Лишь когда эти группы при­обретают особые, только им при­сущие этнич. свойства, мы можем с достаточным основанием считать их Э. г. Механизм сложения Э. г. таков: с одной стороны, этнич. явления, свойства в течение длит, времени взаимодействия впитыва­ются культом, „конфессионизируются", с др. стороны, отд. ком­поненты культового комплекса, проникая в нац. формы обществ, жизни, приобретают характер этнич. явлений, „этнизируются”. В качестве примеров субэтноконфес. групп можно назвать болгаро-магометан (помаков) в Болга­рии, вальденсов в Италии, арабов-мандейцев в Ираке, арабов-нусайритов в Сирии, арабов-друзов в Сирии и Ливане, курдов-йезидов в ряде стран Юго-Зап. Азии, зороастрийцев-гебров в Иране, панджабцев-мусульман, панджаб­цев-сикхов и панджабцев-индуистов в Пакистане и Индии, бенгаль­цев-мусульман, бенгальцев-индуистов в Бангладеш и Индии, ара-канцев в Бирме, коптов в Египте, меннонитов в Канаде и США, мормонов в США и т. д. В дореволюц. России субэтноконфес. груп­пами являлись разные толки ста­рообрядцев и молокан среди рус­ских, аджарцы и ингилойцы в составе груз, народа, хемшмны сре­ди армян, йезиды в числе курдов, кряшены и нагайбаки среди татар, меннониты в составе немецкоязыч. населения, сету среди эстонцев и латгальцы среди латышей. С паде­нием влияния религии в нашей стране эти группы постоянно де-конфессионализируются. Нек-рые субэтноконфес. группы (напр., панджабцы-мусульмане, панджаб­цы-сикхи и панджабцы-индуисты) имеют тенденцию превращения в отд. этносы. Э. г., сложившихся в результате сопряжения 2-го типа (можно назвать их метаэтноконфессиональными), в наст. вр. срав­нительно немного. Наиболее яркие примеры общностей такого рода можно наблюдать на Филиппинах, где все население распадается на христ. народы юга (моро) и пле­мена глубинных районов, среди к-рых преобладают различные трациц. культы.
Э’ТНОС И РЕЛИ’ГИЯ. Термин „этнос" обозначает народ как специфич. вид соц. общности, к-рая сложилась в условиях территор. и соц.-экономич. единства, имеет особое самоназвание, свой язык и культуру, общее этнич. самосознание, включающее и пред­ставление об общем происхожде­нии. Одинаковая вероисповедная принадлежность - не обязательно признак этнич. общности. Как пра­вило, этнич. связи прочнее конфес­сиональных. Большинство круп­ных религ. общностей охватывает разные народы. Это и мир. рели­гии (христианство, ислам, буд­дизм), и т. н. народностно-национальные (напр., индуизм, проник­ший за пределы Индии). При этом принадлежность к одной и той же религии не стерла различия между" народами. В наст. вр. среди мн. на­родов, особенно в СССР, большин­ство неверующих, тем не менее этносы не только сохраняются, но и происходит процесс их дальней­шей консолидации.
ЭУХЕ’МЕР" („Euhemer" - по име­ни др.-греч. философа-материали­ста) - ежекварт. журнал Польск. об-ва религиоведения, издается с 1957 в Варшаве на польск. языке. Печатает научные статьи по теоре­тическим проблемам религиоведе­ния, истории религий мира, исто­рии свободомыслия и атеизма, по социологии и психологии рели­гии.
ЭЧМИАДЗИ’Н - монастырь вблизи Еревана, являющийся историч. центром армяно-григориан. церк­ви. В нем расположены резидсн ция патриарха-католикоса, патри­арший кафедральный собор (по­строен в 303), духовная академия и семинария, а также ряд др. уч­реждений. Здесь же издается жур­нал католикосата „Эчмиадзин”, происходят церк. соборы. Назва­ние „Э." (букв. - здесь сошел единородный сын) связано с церк. мифом, согласно к-рому первый армян, епископ Григор Просвети­тель „увидел", как Христос явил­ся в г. Вагаршапате (ныне - Э.) и указал золотым молотом место для постройки первого в Армении христ. храма. Эчмиадзин. храм ох­раняется гос-вом как памятник архитектуры.
ЭШМУ’Н - бог-врачеватель в фи­ник, религии. Греки отождествля­ли его с Асклепием.

Категория: Атеистический словарь | Дата: (27.03.2012)
Просмотров: 732 | Теги: Этика Христианская, Эчмиадзинский собор, этноконфессиональные группы, этнос, эшмун, эухемер | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Популярные статьи
Мегабит и мегабайт, в чем разница?

Мегаба́йт (МБ, Мбайт) — единица измерения количества информации, равная, в зависимости от контекста, 1 000 000 (106) или 1 048 576 (220) байтам...

...Читать далее>
Компьютерный магазин "Белый ветер" в Караганде или как я купил клавиатуру
В этой статье дорогие друзья, я бы хотел оставить отрицательный отзыв или если хотите жалобу на магазин компьютерной техники в Караганде "Белый ветер"......Читать далее>
Меню категорий
Облако тегов
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рейтинг@Mail.ru
Besucherzahler mail order russian brides
счетчик для сайта