Главная » Статьи » База знаний » Атеистический словарь | [ Добавить статью ] |
Этика Христианская...
Э’ТНОКОНФЕССИОНА’ЛЬНЫЕ ГРУ’ППЫ. В наст. вр. большинство этносов не обнаруживает тесной связи с к.-л. конкр. религией. Вместе с тем иногда какая-то часть народа бывает сопряжена с определенной конфессией. В др. случаях с какой-нибудь конфессией тесно сопряжена компактная группа этносов. Общности, образуемые в результате таких сопряжений, обычно именуют Э. г. Наиболее распространен 1-й тип сопряжения (конфессия - часть народа). К этой разновидности Э. г. (можно их назвать субэтно-конфессиональными), впрочем, могут быть причислены далеко не все конфес. группы внутри этносов. Лишь когда эти группы приобретают особые, только им присущие этнич. свойства, мы можем с достаточным основанием считать их Э. г. Механизм сложения Э. г. таков: с одной стороны, этнич. явления, свойства в течение длит, времени взаимодействия впитываются культом, „конфессионизируются", с др. стороны, отд. компоненты культового комплекса, проникая в нац. формы обществ, жизни, приобретают характер этнич. явлений, „этнизируются”. В качестве примеров субэтноконфес. групп можно назвать болгаро-магометан (помаков) в Болгарии, вальденсов в Италии, арабов-мандейцев в Ираке, арабов-нусайритов в Сирии, арабов-друзов в Сирии и Ливане, курдов-йезидов в ряде стран Юго-Зап. Азии, зороастрийцев-гебров в Иране, панджабцев-мусульман, панджабцев-сикхов и панджабцев-индуистов в Пакистане и Индии, бенгальцев-мусульман, бенгальцев-индуистов в Бангладеш и Индии, ара-канцев в Бирме, коптов в Египте, меннонитов в Канаде и США, мормонов в США и т. д. В дореволюц. России субэтноконфес. группами являлись разные толки старообрядцев и молокан среди русских, аджарцы и ингилойцы в составе груз, народа, хемшмны среди армян, йезиды в числе курдов, кряшены и нагайбаки среди татар, меннониты в составе немецкоязыч. населения, сету среди эстонцев и латгальцы среди латышей. С падением влияния религии в нашей стране эти группы постоянно де-конфессионализируются. Нек-рые субэтноконфес. группы (напр., панджабцы-мусульмане, панджабцы-сикхи и панджабцы-индуисты) имеют тенденцию превращения в отд. этносы. Э. г., сложившихся в результате сопряжения 2-го типа (можно назвать их метаэтноконфессиональными), в наст. вр. сравнительно немного. Наиболее яркие примеры общностей такого рода можно наблюдать на Филиппинах, где все население распадается на христ. народы юга (моро) и племена глубинных районов, среди к-рых преобладают различные трациц. культы. Э’ТНОС И РЕЛИ’ГИЯ. Термин „этнос" обозначает народ как специфич. вид соц. общности, к-рая сложилась в условиях территор. и соц.-экономич. единства, имеет особое самоназвание, свой язык и культуру, общее этнич. самосознание, включающее и представление об общем происхождении. Одинаковая вероисповедная принадлежность - не обязательно признак этнич. общности. Как правило, этнич. связи прочнее конфессиональных. Большинство крупных религ. общностей охватывает разные народы. Это и мир. религии (христианство, ислам, буддизм), и т. н. народностно-национальные (напр., индуизм, проникший за пределы Индии). При этом принадлежность к одной и той же религии не стерла различия между" народами. В наст. вр. среди мн. народов, особенно в СССР, большинство неверующих, тем не менее этносы не только сохраняются, но и происходит процесс их дальнейшей консолидации. „ЭУХЕ’МЕР" („Euhemer" - по имени др.-греч. философа-материалиста) - ежекварт. журнал Польск. об-ва религиоведения, издается с 1957 в Варшаве на польск. языке. Печатает научные статьи по теоретическим проблемам религиоведения, истории религий мира, истории свободомыслия и атеизма, по социологии и психологии религии. ЭЧМИАДЗИ’Н - монастырь вблизи Еревана, являющийся историч. центром армяно-григориан. церкви. В нем расположены резидсн ция патриарха-католикоса, патриарший кафедральный собор (построен в 303), духовная академия и семинария, а также ряд др. учреждений. Здесь же издается журнал католикосата „Эчмиадзин”, происходят церк. соборы. Название „Э." (букв. - здесь сошел единородный сын) связано с церк. мифом, согласно к-рому первый армян, епископ Григор Просветитель „увидел", как Христос явился в г. Вагаршапате (ныне - Э.) и указал золотым молотом место для постройки первого в Армении христ. храма. Эчмиадзин. храм охраняется гос-вом как памятник архитектуры. ЭШМУ’Н - бог-врачеватель в финик, религии. Греки отождествляли его с Асклепием. | |
Просмотров: 732 | | |
Всего комментариев: 0 | |