Главная » Статьи » База знаний » Атеистический словарь [ Добавить статью ]

Энгельс Фридрих, Энки, Эа, Энлиль, Энциклика, Энциклики пап социальные, Энциклопедисты, Эншлен Шарль, Эол, Эос, Эпикур, Эразм Роттерда’мский
Э’НГЕЛЬС Фридрих (1820-1895) - один из основоположников науч. коммунизма, друг и соратник К. Маркса, вождь и учитель меж­дународ, пролетариата. Э. внес основополагающий вклад в фун­дамент марксист, религиоведения, в историографию религий, в тео­рию атеизма, как одной из неотъ­емлемых сторон марксист, миро­воззрения, в стратегию и тактику борьбы за преодоление религии. Данное Э. определение религии лежит в основе марксист. религио­ведения. Оно гласит: „Всякая ре­лигия является не чем иным, как фантастическим отражением в го­ловах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отра­жением, в котором земные силы принимают форму неземных" (т. 20, с. 328). В основу трактов­ки религии как обществ, явления положена ее идеологич. сторона, определяющая все остальные, в т. ч. культ и институт церкви. Содер­жанием же религ. идеологии явля­ется фантастич. отражение действительности в образах и формах „неземных", т. е. сверхъестеств., сил. Такое определение дает четкий критерий различения религ. и нерелиг. идеологии; в наше время оно имеет особо важное значение, - в условиях, когда апологеты рели­гии и филос. идеализма взяли на вооружение концепцию религиоз­ности всякого мировоззрения, в т. ч. и марксизма, пытаясь т. обр. стереть грань между наукой и ре­лигией. В „Анти-Дюринге" и „Диа­лектике природы" Э. показал, что мировоззрение диалектич. материализма, основанное на естеств.-науч. открытиях последних сто­летий, не оставляет места для к.-л. проявлений мистицизма и знаме­нует, т. обр., полное крушение религ. фантастики. Согласно диа­лектич. материализму Вселенная бесконечна во времени, простран­стве, в ней отсутствуют какие бы то ни было силы и существа, не повинующиеся закономерно­стям естеств. мира и якобы уп­равляющие им. В работах „Бруно Бауэр и первонач. христианство", „Книга откровения" (1883), ,,К истории первонач. христианст­ва" Э. рассматривает проблемы истории религии от первобытных времен до наших дней. Особенно большое значение имеет разработ­ка им вопросов происхождения и ранних стадий развития христиан­ства, анализ памятников ранне-христ. лит-ры. В период своего возникновения христианство, как показал Э., явилось идеологич. выражением всестороннего кризи­са римск. рабовлад. империи и вместе с ней рабовлад. формации в целом. Дальнейшие этапы исто­рии христианства Э. исследовал гл. обр. в отношении средневек. феод. Европы - на материале истории папства, еретич. движе­ний, крестьян, войны в Германии и первых этапов Реформации. Совместно с Марксом Э. разраба­тывал вопросы об отношении ра­бочей партии к религии и о путях преодоления религ. верований. Маркс и Э. показали, что революц. пролетариат принципиально' и по­следовательно атеистичен, его борьба за социалистич. революцию связана и с борьбой против той идеологии, к-рая порождена эксплуатат. обществ, строем и служит для него религ. оправда­нием. Вместе с тем Э. решительно выступал против волюнтарист, планов запрещения религии, вы­двигавшихся Е. Дюрингом, и по­казывал, что преодоление послед­ней будет достигнуто в ходе клас. борьбы за социализм, в процессе построения коммунистич. об-ва.

Э’НКИ, Эа — в шумер, мифоло­гии - бог мир. вод, покровитель мудрости, научивший людей реме­слам и искусствам. Э. занимал 3-е место (после Ану и Энлиля) в вер­ховной троице богов.

ЭНЛИ’ЛЬ - в шумер, мифоло­гии - бог воздуха, позднее - бог земли и плодородия. Вместе со своим отцом, богом неба Ану, и богом воды Энки входил в вер­ховную троицу шумер, пантеона.

ЭНЦИ’КЛИКА (от греч, enkýklios — общий, круговой) - окруж­ное послание папы римск. ко всем католикам или к католикам од­ной страны, верующим др. веро­исповеданий, иногда и к неверую­щим. Посвящается наиболее важ­ным обществ.-политич., религ., нравств. вопросам. По канонам католич. церкви Э. не подлежит обсуждению и обязательна к ис­полнению. Э. обычно пишутся на лат. языке и называются по пер­вым 2 словам текста.

ЭНЦИ’КЛИКИ ПАП СОЦИА’ЛЬ­НЫЕ - документы римск. пап, в к-рых излагаются осн. положе­ния соц. доктрины католич. церк­ви, формулируется ее позиция в отношении собственности, клас­сов, клас. борьбы, революции, гос-ва. Первой соц. энцикликой была энциклика папы Льва XIII -„Rerum novarum" („О новых ве­щах"), опубликованная 15 мая 1891 и считающаяся одним из осн. документов католицизма по соц. вопросам. Она осуждает социа­лизм, освящает части, собствен­ность, клас. неравенство, бурж. гос-во как божеств, установления, проповедует клас. мир, выступает против революц. борьбы, рекомендует создавать рабочие орг-ции, действующие под контролем цер­кви. Все содержание энциклики направлено против марксизма. Международ, буржуазия оценила „Рерум новарум" как антикомму-нистич. манифест. В ознаменова­ние 40-й годовщины энциклики „Рерум новарум" папа Пий XI 15 мая 1931 опубликовал энцик­лику „Quadragesimo anno" („В год сороковой"), в к-рой повторялись осн. положения „Рерум новарум"-о частной собственности, классах, клас. борьбе, положительно оцени­валась идея корпоративного строя, к-рую пыталось осуществить фа­шист, пр-во Италии. В этом доку­менте Пий XI предал анафеме социализм и коммунизм. В связи с 70-летием „Рерум новарум" папа Иоанн XXIII 15 мая 1961 опубли­ковал энциклику „Mater et magistra" („Мать и наставница"), в к-рой наряду с традиц. положениями соц. документов папства содер­жатся и нек-рые новые моменты, свидетельствовавшие о переменах в соц. политике Ватикана. Харак­теризуются изменения, к-рые про­изошли за 70 лет после опублико­вания энциклики „Рерум новарум" в науке и технике, начало завоева­ния космоса, возрастающая роль гос-ва в управлении экономикой и в решении соц. проблем современ­ности. В энциклике даны нек-рые рекомендации - о представитель­стве трудящихся в управлении крупными и средними предприя­тиями, о расширении гос. собст­венности, но не за счет ущемле­ния частной собственности. Под­робно описывается бедственное положение крестьян, однако о при­чинах его умалчивается. Иоанн XXIII предлагал нек-рые меры, направленные на улучшение поло­жения крестьян, не выходящие, однако, за рамки капитализма. В 1963 была опубликована энцик­лика Иоанна XXIII „Pacem in terris" („Мир на земле"), посвя­щенная проблемам разоружения и сохранения мира. В ней безого­ворочно осуждается гонка воору­жений, поддерживается требова­ние запрещения я дерн, оружия и требование решения споров между гос-вами   посредством  переговоров. Папа Павел VI 26 марта 1967 опубликовал энциклику „Populorum progressio" („Прогресс наро­дов"), посвященную гл. обр. проб­лемам развивающихся стран. В ней, наряду с традиц. положениями, характерными для предыдущих соц. энциклик, содержится ряд новых формулировок, выражаю­щих отход Ватикана от старого курса в нек-рых соц. вопросах, напр, по вопросу о частной собст­венности. Здесь пересматривается традиц. католич. концепция, гово­рится, что частная собственность не является безусловным и абсо­лют, правом. Допускается отчуж­дение собственности, когда того требует общее благо. Осуждая ре­волюц. восстание, папа в то же время допускал его законность против явной и продолжительной тирании. Папа призывал католи­ков сотрудничать со всеми людь­ми доброй воли без к.-л. исключе­ний и в то же время осуждал ма-териалистич. философию и атеизм. В 1981 опубликована ЖЦИКЛИК! Иоанна Павла II „Laborcm exercens" („О человеческом труде"), в к-рой рассматриваются глобаль­ные проблемы современности, го­ворится об инфляции, безработи­це, международ, корпорациях, профсоюзах, затрагиваются проб­лемы экологии, критикуются отд. недостатки капитализма. На про­тяжении 90 лет католич. церковь учитывала происходящие в мире перемены и вносила соответствую­щие коррективы в свою соц. док­трину. Однако неизменной остает­ся в ней защита бурж. строя.

ЭНЦИКЛОПЕДИ’СТЫ - группа деятелей франц. Просвещения во главе с Д. Дидро, выпускавшая „Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел" (в 35-ти т., 1751-1780). В ее со­став входили крупные мыслители, ученые и обществ, деятели предре-волюц. Франции (Даламбер, Бюффон, Вольтер, Гельвеции, Гольбах, Кенэ, Кондильяк, Лагарп, Мабли, аббат Рейналь, Руссо и др.). Хотя их воззрения по мн. проблемам не совпадали, благодаря умелой дея­тельности Дидро Энциклопедия стала рупором  передовых идей франц. буржуазии в борьбе против абсолютизма, феодализма, церкви и религии. Э. стремились показать и сделать доступным самому ши­рокому читателю то, что было достигнуто человечеством в обла­сти науки и техники. Они подверг­ли критике порядки „старого ре­жима". Энциклопедия охватывала все области науч. знаний, искусств и техники, всю духовную и мате­риальную культуру. Она стала ци­таделью свободомыслия и атеизма в борьбе с феодализмом и цер­ковью, идеологически освящав­шей соц. устои сходящего со сце­ны феод, об-ва. Э. подвергались преследованиям и травле со сторо­ны властей и церкви. В 1752, когда вышел 2-й т. Энциклопе­дии, королевский совет приоста­новил ее выпуск. Однако уже в 1753 королю пришлось уступить требованиям передовой общест­венности и отменить запрет на ее выпуск. После публикации в 7-м т. статьи Даламбера, резко критико­вавшей католич. духовенство, травля Э. возобновилась. Одна­ко, несмотря на все препоны, к 1780 издание Энциклопедии бы­ло завершено. Она оказала огром­ное влияние на дальнейшее разви­тие передовой филос. и обществ.-политич. мысли не только во Фран­ции, но и в др. странах.

ЭНШЛЕН Шарль (1901-1944) - франц. историк-марксист, член ФКП, участник движения Сопро­тивления. В его гл. соч. „Проис­хождение религии" (1935) пока­зана реакц. роль религии, обус­ловленность религ. верований формами обществ, производства, дан критич. обзор таких концеп­ций происхождения и развития религии, как теории Тэйлора, Дюркгейма, Фрейда, „прамонотеизма" и т. д. Э. дает описание конкр. форм религии от тотемиз­ма до христианства. Книга напи­сана с боевых марксист. позиций.

ЭО’Л - бог ветров в др.-греч. ми­фологии. Образ Э. прошел опре­деленную эволюцию от олицетво­рения ветра как природной стихии до образа мифич. родоначальника греч. племени эолян.

Э’ОС - богиня утренней зари в др.-греч. мифологии, сестра Гелиоса и Селены, мать 4 ветров и всех звезд. Э. изображалась крылатой женщиной в венке из солнечных лучей. Ее колесница, запряженная крылатыми конями, появляется утром на востоке, возвещая при­ход Гелиоса. Э. соответствует римск. Авроре.

ЭПИКУ’Р (341-270 до н. э.) - др.-греч. мыслитель, занимавший материалистич. позиции, подвер­гавший критике мн. религ. пред­ставления своего времени. Призна­вая существование богов, отрицал их вмешательство в реальную жизнь. Стремился к преодолению „страха перед богами" и суеверий. Развивал атомистич. учение Лев-киппа и Демокрита. В противопо­ложность пессимистич. взглядам на жизнь выдвинул учение о „ра­зумном наслаждении", к-рое по­служило поводом для нападок на него идеалистов и теологов, иска­жавших его этич. представления. К. Маркс и Ф. Энгельс, высоко оценивая Э., писали, что „от него ведет свое начало атеизм рим­лян" (т. 3, с. 127).

ЭРА’ЗМ РОТТЕРДА’МСКИЙ, Дезидерий (1469-1536) - гуманист, представитель т. н. северного Воз­рождения. Ставил целью соединить возрожденческую античность и ран­нее христианство. В религ. форме проповедовал светские ценности: свободу личности, веротерпимость, уважение к разуму, знаниям и дос­тоинству человека. Критиковал церковь, монашество и схоласти­ку. Не принял Реформации; лютеровскому учению о предопределе­нии противопоставил идею свобо­ды воли человека. Прокомменти­ровал Новый завет, что способст­вовало развитию науч. критики „св. писания". Наиболее известное произведение - „Похвала Глупо­сти" (1509).

Категория: Атеистический словарь | Дата: (04.05.2012)
Просмотров: 994 | Теги: Энки, Энциклика, Энциклопедисты, эа, ЭОЛ, Энциклики пап социальные, Энлиль, Эос, Энгельс Фридрих, Эншлен Шарль | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Популярные статьи
Мегабит и мегабайт, в чем разница?

Мегаба́йт (МБ, Мбайт) — единица измерения количества информации, равная, в зависимости от контекста, 1 000 000 (106) или 1 048 576 (220) байтам...

...Читать далее>
Компьютерный магазин "Белый ветер" в Караганде или как я купил клавиатуру
В этой статье дорогие друзья, я бы хотел оставить отрицательный отзыв или если хотите жалобу на магазин компьютерной техники в Караганде "Белый ветер"......Читать далее>
Меню категорий
Облако тегов
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рейтинг@Mail.ru
Besucherzahler mail order russian brides
счетчик для сайта