Главная » Статьи » База знаний » Атеистический словарь | [ Добавить статью ] |
Энгельс Фридрих, Энки, Эа, Энлиль, Энциклика, Энциклики пап социальные, Энциклопедисты, Эншлен Шарль, Эол, Эос, Эпикур, Эразм Роттерда’мский
Э’НКИ, Эа — в шумер, мифологии - бог мир. вод, покровитель мудрости, научивший людей ремеслам и искусствам. Э. занимал 3-е место (после Ану и Энлиля) в верховной троице богов. ЭНЛИ’ЛЬ - в шумер, мифологии - бог воздуха, позднее - бог земли и плодородия. Вместе со своим отцом, богом неба Ану, и богом воды Энки входил в верховную троицу шумер, пантеона. ЭНЦИ’КЛИКА (от греч, enkýklios — общий, круговой) - окружное послание папы римск. ко всем католикам или к католикам одной страны, верующим др. вероисповеданий, иногда и к неверующим. Посвящается наиболее важным обществ.-политич., религ., нравств. вопросам. По канонам католич. церкви Э. не подлежит обсуждению и обязательна к исполнению. Э. обычно пишутся на лат. языке и называются по первым 2 словам текста. ЭНЦИ’КЛИКИ ПАП СОЦИА’ЛЬНЫЕ - документы римск. пап, в к-рых излагаются осн. положения соц. доктрины католич. церкви, формулируется ее позиция в отношении собственности, классов, клас. борьбы, революции, гос-ва. Первой соц. энцикликой была энциклика папы Льва XIII -„Rerum novarum" („О новых вещах"), опубликованная 15 мая 1891 и считающаяся одним из осн. документов католицизма по соц. вопросам. Она осуждает социализм, освящает части, собственность, клас. неравенство, бурж. гос-во как божеств, установления, проповедует клас. мир, выступает против революц. борьбы, рекомендует создавать рабочие орг-ции, действующие под контролем церкви. Все содержание энциклики направлено против марксизма. Международ, буржуазия оценила „Рерум новарум" как антикомму-нистич. манифест. В ознаменование 40-й годовщины энциклики „Рерум новарум" папа Пий XI 15 мая 1931 опубликовал энциклику „Quadragesimo anno" („В год сороковой"), в к-рой повторялись осн. положения „Рерум новарум"-о частной собственности, классах, клас. борьбе, положительно оценивалась идея корпоративного строя, к-рую пыталось осуществить фашист, пр-во Италии. В этом документе Пий XI предал анафеме социализм и коммунизм. В связи с 70-летием „Рерум новарум" папа Иоанн XXIII 15 мая 1961 опубликовал энциклику „Mater et magistra" („Мать и наставница"), в к-рой наряду с традиц. положениями соц. документов папства содержатся и нек-рые новые моменты, свидетельствовавшие о переменах в соц. политике Ватикана. Характеризуются изменения, к-рые произошли за 70 лет после опубликования энциклики „Рерум новарум" в науке и технике, начало завоевания космоса, возрастающая роль гос-ва в управлении экономикой и в решении соц. проблем современности. В энциклике даны нек-рые рекомендации - о представительстве трудящихся в управлении крупными и средними предприятиями, о расширении гос. собственности, но не за счет ущемления частной собственности. Подробно описывается бедственное положение крестьян, однако о причинах его умалчивается. Иоанн XXIII предлагал нек-рые меры, направленные на улучшение положения крестьян, не выходящие, однако, за рамки капитализма. В 1963 была опубликована энциклика Иоанна XXIII „Pacem in terris" („Мир на земле"), посвященная проблемам разоружения и сохранения мира. В ней безоговорочно осуждается гонка вооружений, поддерживается требование запрещения я дерн, оружия и требование решения споров между гос-вами посредством переговоров. Папа Павел VI 26 марта 1967 опубликовал энциклику „Populorum progressio" („Прогресс народов"), посвященную гл. обр. проблемам развивающихся стран. В ней, наряду с традиц. положениями, характерными для предыдущих соц. энциклик, содержится ряд новых формулировок, выражающих отход Ватикана от старого курса в нек-рых соц. вопросах, напр, по вопросу о частной собственности. Здесь пересматривается традиц. католич. концепция, говорится, что частная собственность не является безусловным и абсолют, правом. Допускается отчуждение собственности, когда того требует общее благо. Осуждая революц. восстание, папа в то же время допускал его законность против явной и продолжительной тирании. Папа призывал католиков сотрудничать со всеми людьми доброй воли без к.-л. исключений и в то же время осуждал ма-териалистич. философию и атеизм. В 1981 опубликована ЖЦИКЛИК! Иоанна Павла II „Laborcm exercens" („О человеческом труде"), в к-рой рассматриваются глобальные проблемы современности, говорится об инфляции, безработице, международ, корпорациях, профсоюзах, затрагиваются проблемы экологии, критикуются отд. недостатки капитализма. На протяжении 90 лет католич. церковь учитывала происходящие в мире перемены и вносила соответствующие коррективы в свою соц. доктрину. Однако неизменной остается в ней защита бурж. строя. ЭНЦИКЛОПЕДИ’СТЫ - группа деятелей франц. Просвещения во главе с Д. Дидро, выпускавшая „Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел" (в 35-ти т., 1751-1780). В ее состав входили крупные мыслители, ученые и обществ, деятели предре-волюц. Франции (Даламбер, Бюффон, Вольтер, Гельвеции, Гольбах, Кенэ, Кондильяк, Лагарп, Мабли, аббат Рейналь, Руссо и др.). Хотя их воззрения по мн. проблемам не совпадали, благодаря умелой деятельности Дидро Энциклопедия стала рупором передовых идей франц. буржуазии в борьбе против абсолютизма, феодализма, церкви и религии. Э. стремились показать и сделать доступным самому широкому читателю то, что было достигнуто человечеством в области науки и техники. Они подвергли критике порядки „старого режима". Энциклопедия охватывала все области науч. знаний, искусств и техники, всю духовную и материальную культуру. Она стала цитаделью свободомыслия и атеизма в борьбе с феодализмом и церковью, идеологически освящавшей соц. устои сходящего со сцены феод, об-ва. Э. подвергались преследованиям и травле со стороны властей и церкви. В 1752, когда вышел 2-й т. Энциклопедии, королевский совет приостановил ее выпуск. Однако уже в 1753 королю пришлось уступить требованиям передовой общественности и отменить запрет на ее выпуск. После публикации в 7-м т. статьи Даламбера, резко критиковавшей католич. духовенство, травля Э. возобновилась. Однако, несмотря на все препоны, к 1780 издание Энциклопедии было завершено. Она оказала огромное влияние на дальнейшее развитие передовой филос. и обществ.-политич. мысли не только во Франции, но и в др. странах. ЭНШЛЕН Шарль (1901-1944) - франц. историк-марксист, член ФКП, участник движения Сопротивления. В его гл. соч. „Происхождение религии" (1935) показана реакц. роль религии, обусловленность религ. верований формами обществ, производства, дан критич. обзор таких концепций происхождения и развития религии, как теории Тэйлора, Дюркгейма, Фрейда, „прамонотеизма" и т. д. Э. дает описание конкр. форм религии от тотемизма до христианства. Книга написана с боевых марксист. позиций. ЭО’Л - бог ветров в др.-греч. мифологии. Образ Э. прошел определенную эволюцию от олицетворения ветра как природной стихии до образа мифич. родоначальника греч. племени эолян. Э’ОС - богиня утренней зари в др.-греч. мифологии, сестра Гелиоса и Селены, мать 4 ветров и всех звезд. Э. изображалась крылатой женщиной в венке из солнечных лучей. Ее колесница, запряженная крылатыми конями, появляется утром на востоке, возвещая приход Гелиоса. Э. соответствует римск. Авроре. ЭПИКУ’Р (341-270 до н. э.) - др.-греч. мыслитель, занимавший материалистич. позиции, подвергавший критике мн. религ. представления своего времени. Признавая существование богов, отрицал их вмешательство в реальную жизнь. Стремился к преодолению „страха перед богами" и суеверий. Развивал атомистич. учение Лев-киппа и Демокрита. В противоположность пессимистич. взглядам на жизнь выдвинул учение о „разумном наслаждении", к-рое послужило поводом для нападок на него идеалистов и теологов, искажавших его этич. представления. К. Маркс и Ф. Энгельс, высоко оценивая Э., писали, что „от него ведет свое начало атеизм римлян" (т. 3, с. 127). ЭРА’ЗМ РОТТЕРДА’МСКИЙ, Дезидерий (1469-1536) - гуманист, представитель т. н. северного Возрождения. Ставил целью соединить возрожденческую античность и раннее христианство. В религ. форме проповедовал светские ценности: свободу личности, веротерпимость, уважение к разуму, знаниям и достоинству человека. Критиковал церковь, монашество и схоластику. Не принял Реформации; лютеровскому учению о предопределении противопоставил идею свободы воли человека. Прокомментировал Новый завет, что способствовало развитию науч. критики „св. писания". Наиболее известное произведение - „Похвала Глупости" (1509). | |
Просмотров: 994 | | |
Всего комментариев: 0 | |