Главная » Статьи » Семья и дети » 100 секретов воспитания детей | [ Добавить статью ] |
Нельзя!
Не запугивать малыша! Не подсовывать ему вместо дружественного и открытого мира - мир ощетинившийся и враждебный. Не разочаровывать ребенка в жизни, даже если мы сами склонны к пессимистическому мировосприятию. Не дышать на детскую душу холодом и пустотой. Пусть она не будет подобна бледным и слабым растениям, проросшим в темноте, без солнечного света. Не назидать. Занудные нотации "растачивание мозгов" - самое беспомощное оружие воспитателя. Даже если мы добиваемся своего, плоские назидания въедаются в сознание, способствуя его примитивизации. Не применить к ребенку насилия даже если оно носит характер заботы. Не заставлять есть, если у ребенка сегодня нет аппетита; не укладывать окриком в постель, если он сегодня бодр и ему не спится. Это - преступление перед ребенком: заботясь о нем, доводить его до слез, до истерики... Даже если при этом вам и удалось влить в малыша лишнюю ложку супа, и если, утомившись от слез он все же уснул, - ни сон, ни еда не оправдают тот урон, который причинили детской душе ваши крики, угрозы и шлепки. Не считать малыша виноватым. Виноваты всегда взрослые, не сумевшие до него что-то донести, чему-то его научить, правильно сориентировать. Век живи, век учись. Борис и Лена Никитины "Мы и наши дети" и другие книги. После доктора Спока родителям, которые xoтят научиться науке воспитания, советую обязательно обратиться к опыту ceмьи Никитиных. Современные родители вряд ли будут сильно пора жены "никитинской системой воспитания", хотя для моего поколения она считалась совершенно революционной. Сейчас никого не удивляет купание малышей в проруби, бег босиком по снегу (в нашей семье это называлось "помыть ноги перед сном"). Почти в каждом доме есть детские спортивные комплексы В магазинах полно развивающих игр. В родильных домах и детских садах уже давно используют рекомендации Бориса и Лены Никитиных. И все же, обязательно обратитесь к их опыту. Он достоин вашего внимания потому, что особенно богат. Семь собственных детей! Лично я не встречала в литературе для родителей столь многодетных авторов. Я вообще считаю, что этой семье надо поставить памятник. За щедрость! Вырастить семерых детей, не отдавая их в детсад и не оставляя работы, и при этом поделиться своим бесценным опытом с огромным количеством мам и пап. Читайте книги Никитиных. И даже если вы не во всем будете согласны с ними, Многое окажется для вас очень важным и полезным. Разумные дети "У двухлетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка, что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а, напротив, очень метки, изящны, естественны: и "сердитки", и "духлая", и "красавлюсь" и "всехный". Корней Чуковский Ваня, 4 года. - Лопатка внизу железная, а вверху - палочная. - Всю кожу содрал (поранился). - Смородина черноземная. Артем, 3 года. -Я возьму вот этот загорелый хлеб, Лялечку побрызгали духами: - Я вся такая пахлая. Я вся такая духлая. Вертится у зеркала: Я, мамочка, красавлюсь! Мама: - Ах ты, стрекоза! Ирина: - Я не стрекоза, а людь! Коротк о важном Из книги Виктора Кротова. Об отношении к малышу (продолжение). Жить общей жизнью. Не воздвигать Стены между миром ребенка и своим взрослым миром. Не позволять себе смотреть на ребенка и на его "маленькие" проблемы и горести свысока, снисходительно. Тем более не смеяться над ними. Помнить: в жизни ребенка нет мелочей. Для него и растаявшая льдинка, с которой он играл полчаса, может означать утрату друга... Сочувствовать, переживать сообща все детские беды. Сообща радоваться. Учиться понимать и уважать мир ребенка. Признавать его истинность. Его равноправность. Его самоценность. Помнить: детство – не преддверие жизни, это - сама жизнь полная глубоких и ярких переживаний и со своей стороны - быть открытым с ребенком в своих взрослых радостях и печалях. Общаться с ним, как с другом, который всегда нам посочувствует даже если он совсем еще мал. Не стараться выглядеть перед ребенком супермемом - это лишь мешает доверительности отношений. Ориентироваться в особенности своего ребенка. Стараться понять физические, психические, душевные свойства малыша. Соразмерить с ними свои собственные свойства и качества. Ребенок может отличаться от нас по темпераменту или по вкусам. Не будем под гонять его под себя. Помнить о том, что рациональные знания и житейский опыт не дают полного и правильного понимания души ребенка. Нам всегда есть к чему присмотреться, чему поучиться у ребенка. Стремиться не к подчинению ребенка нашей воле, а к его согласию с нами. Это труднее и тоньше, но только таким образом мы помогаем расти свободному человеку. Лучше всего, когда ребенок становится соучастником соавтором принимаемых решений или даже их инициатором. Привыкать к совместному поиску решений - значит прокладывать дорогу к дружбе с ребенком в будущем. Заинтересовать, увлечь — труднее, чем заставить. Но если мы ленимся идти этим путем, то не будем удивляться лености и непослушанию ребенка: это естественные способы защиты от принуждения. Доверять ребенку. Верить в его воз-можности, в его лучшие свойства, в слу-чайность и временность неверного по-ведения. Исходить из этого в общении с ним, не позволяя себе сбиваться. Простим малышу мелкую оплошность. Будем считаться с его настроением. Постараемся понять подлинную причину каприза. Педантичная требовательность превращает нас из воспитателей в надзирателей. Иногда стоит взглянуть на своего малыша отстраненно последить за собой - не нарушаем ли мы его простых человеческих прав. Не ограничивать понапрасну. Следить за каждым своим запретом - нужен ли он, не попробовать ли обойтись без него? Запреты облегчают нам жизнь, но вместе с тем что-то гасят в ребенке. Не обращаться к малышу с механическим "нельзя", пусть он привыкает к осмысленности границ поведения. Не бояться активности ребенка, не удерживать его в том, что ему интересно, что ему в радость. Не бранить за порванную или испачканную одежду. Пусть одежда малыша будет проста, удобна и недорога. Недопустимо делать малыша заложником дорогих фирменных вещей, ставя их целостность выше естественных потребностей малыша в движении, в исследовании мира, в простой детской шалости. Не причитать над ребенком, если он упал, ушибся, поранился. Но и не бранить его за неловкость, не осыпать угрозами, что "больше не пустим" (на горку, турник и т. п.) Облегчим малышу боль, посочувствуем, утешим, ободрим, ласково улыбнемся. Будем вместе с малышом учиться терпению и мужеству. Не сюсюкать с ребенком, не потакать ему, не играть с ним в детство, а жить настоящей жизнью. Да, ребенок познает мир прежде всего через игру, но игра эта должна быть игрой в правду а не в притворство и ложь. | |
Просмотров: 737 | | |
Всего комментариев: 0 | |